Практика на ЛОС

Kiriak Anastasia
9 min readJul 12, 2020

Этим летом мне выдалась замечательная возможность побывать на Ладожской орнитологической станции, которая является частью Нижне-Свирского заповедника. В этом тексте я рассказываю, как это было.

Нижне-Свирский государственный природный заповедник находится в 45 км от города Лодейное Поле, Ленинградская область.

Слева — памятник фрегату «Штандарт», справа — дореволюционный дом на проспекте Ленина

В начале XVIII века сосновые леса местных просторов привлекли внимание Петра I, и в 1702 году под руководством Александра Меншикова здесь начали возводить первую судостроительная верфь, которая получила название Олонецкой. Назване города пошло от слова “лоди” — ладьи.

Следующая остановка к заповеднику — деревня Ковкеницы (от карельского “ковкиничу”, что значит “горка” ), где сотрудники оставляют личный транспорт и садятся в машины, которые проедут по труднодоступным лесным дорожкам — Хантер или “Буханку”.

Дальше мы попадаем в Визит-центр Нижне-Свирского заповедника.

Спустя час езды мы доехали до сердца заповедника — Ладожской орнитологической станции. Тут стоят ловушки, в которых ловят птиц - мигрантов и располагается кордон, где живут сотрудники, студенты, волонтеры и туристы.

1 — река Гумбрака, кряква, домики для волонтёров, 2 — домик для туристов, 3 — столовая

Из истории Ладожской орнитологической станции и Нижне-Свирского заповедника:

Идея охраны этого уголка природы уходит корнями в 60-е годы XX века, когда биологи Ленинградского (ныне — Санкт-Петербургского) университета интенсивно изучали миграции птиц на всём Северо-Западе России. Проведённые изыскания позволили определить места, особенно важные для птиц, пролетающих над Ленинградской областью. Одним из таких мест оказалась Свирская губа Ладожского озера: выяснилось, что на её акватории останавливаются, чтобы набраться сил для дальнейшего полёта, сотни тысяч водоплавающих птиц.

Устье реки Гумбарка

Ещё более интересным открытием стало место в районе деревни Гумбарицы, где наблюдался пролёт колоссального числа воробьиных птиц. Особенности местности позвлили организовать здесь пункт массового отлова и кольцевания птиц. Так, коллективными усилиями Г.А.Носкова, В.Б.Зимина, Т.И.Блюменталь — сотрудников Ленинградского университета и Зоологического института АН СССР, а также других научных организаций — в 1968 году в Гумбарицах была создана Ладожская орнитологическая станция.

Установка первого столба для ловушки

Уже в первые годы работы на орнитологической станции подтвердили значимость территории для перелётных птиц. Кольцевание позволило выявить новые для данной местности виды, получить интересные научные данные о численности птиц, местах их зимовок, о связи Свирской губы Ладожского озера с такими дальними территориями, как Юго-Западная Европа, Центральная и Южная Африка и Юго-Восточная Азия. Охрана этого важного для птиц места обитания невозможна без сохранения прилегающих к Свирской губе водных комплексов и прибрежных лесов. С этой целью в 1976 году был создан региональный заказник Нижне-Свирский. Однако, статус заказника всё ещё допускал на территории значительные объёмы хозяйственной деятельности: выборочные рубки леса, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, а массовый летний отдых туристов. Такая антропогенная нагрузка не позволяла птицам спокойно гнездиться. Звери находились под постоянной угрозой прямого истребления, а рыбные ресурсы истощались. По инициативе Г.А. Носкова начались работы по созданию заповедника — природной территории с более строгим охранным режимом.

Нижне-Свирский заповедник занимает 42 000 гектаров, 5 000 из которых — мелководья Свирской губы. Краснокнижный орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) — символ заповедника

В результате коллективных усилий к концу 1979 года был подготовлен проект создания Нижне-Свирского государственного заповедника, а 11 июня 1980 года вышло постановление Совета министров РСФСР о его создании.

Ландшафт заповедника уникален. В этой части Приладожья сохранились песчаные береговые валы, повторяющие древние контуры побережья озера и сформировавшиеся в результате отступления береговой линии в послеледниковую эпоху.

Берег Свирской Губы у стационара

Важность територии для перелётных птиц закреплена на международном уровне: согласно Рамсарской конвенции, заповедник целиком является водно-болотным угодьем, где в первозданном виде сохраняются местообитания водоплавающих и околоводных птиц.

Чем занимается ЛОС ?

Ежегодно станция начинает работу весной — с начала апреля, а заканчивает с наступлением снегопада в последние дни октября.

1,2— большие стационарные ловушки рыбачинского типа, 3 — паутинная сеть

На ЛОС функционируют 2 большие стационарные ловушки рыбачинского типа и паутинные сети для отлова птиц. В некоторых проектах привлечения используются «манные птицы», а также записи птичьих голосов. В разные годы на станции отлавливаются от 8 000 до 15 000 особей.

Как это происходит?

Птица залетает в ловушку (либо паутинную сеть), затем попадает приёмник, её аккуратно вынимают, несут в кольцевательный домик. Там специалист-орнитолог определяет её вид, пол, возраст, размеры, состояние линьки, записывают это всё в ведомость, надевает подходящее кольцо и отпускает птичку.

1 -Большая ловушка, 2 — черый дрозд в приёмнике, 3— кольцевательный домик, 4— процесс кольцевания ястреба-перепелятника, 5 — измерение клюва клеста-ёловика, 6 — измерение крыла зарянки

Зачем это нужно?

Благодаря кольцеванию орнитологи установили, какие птицы где зимуют, в какие сроки совершают перелёты и многие другие особенности разных видов. Эти данные позволили обосновать важность международной охраны пернатых. Работа по кольцеванию помогает предотвратить гибель множества птиц за счёт охраны путей миграции и мест стоянок, а также научно обоснованных рекомендаций для охотхозяйств. Знание путей перелёта птиц помогает специалистам-вирусологам, бактериологам, ветеринарам, поскольку птицы переносят на себе много микроорганизмов, как полезных, так и потенциально опасных. Кольцевание и дальнейшее наблюдение меченой птицы может рассказать о ее продолжительности жизни и, соответственно, о некоторых факторах, которые влияют на этот показатель.

Зарянка( Erithacus rubecula) и её миграционный путь

Вот к примеру, птичка — зарянка была окольцована 25 августа 2018 г., спустя 1 год, 3 месяца и 2 дня, в ноябре 2019 г. была поймана кольцевателями во Франции в местечке Saint-Nazaire, дистанция 2840 км по прямой.

Из мировой истории кольцевания:

Согласно журналу «Смитсониан», как научный метод исследований кольцевание птиц появилось в 1899 году, когда датский школьный учитель Ханс Христиан Мартенсен «изготовил металлические кольца, написав на них свое имя и адрес, и окольцевал ими 165 молодых скворцов». Эксперимент удался: часть птиц вернулась в места гнездования и впоследствии метод получил очень широкое применение в науке.
В настоящее время кольцевание птиц проводится в более чем в 50 странах мира. В каждой стране есть национальный центр кольцевания, который занимается координационными вопросами и сбором информации о кольцевании. В странах западной Европы эти центры ещё и объединены в единый центр: Европейскую ассоциацию кольцевателей «EURING».

Кольца разных размеров

В России кольцеванием птиц стали заниматься с 1892 г., но в больших масштабах — только после революции. Кольцевание птиц проводили научные учреждения, заповедники, организации охотников и отдельные лица. Всю эту работу объединял Центр кольцевания СССР. Ежегодно кольцевалось 170–200 тыс. птиц.

В настоящее время в России кольцевание птиц координирует Центр кольцевания птиц России. Стандартные кольца центра кольцевания — алюминиевые, либо стальные, имеют надпись «MOSKVA», а также буквенное обозначение серии и порядковый номер.

Почему важно сохранить места миграции?

Миграция уток и ладожская кольчатая нерпа, апрель 2020 г.

Многочисленные стаи птиц совершают миграции каждый год, но не все птицы безопасно достигают районов зимовки и возвращаются обратно в места гнездования. Особенно в период размножения и линьки птицам угрожает много неприятностей. Выживаемость мигрирующих птиц также сильно зависит от условий в местах зимовки и на миграционных остановках.

Белощёкие казарки(Branta leucopsis) после отдыха на миграционной стоянке на мелководьях Ладожского озера, ноябрь 2019 г.

Миграционный перелет — нелегкое дело для птиц. Они перелетают на сотни или тысячи километров за короткий промежуток времени. Для полета используются энергетические резервы, запасенные во время интенсивной предмиграционной кормежки. Птицам необходимо время для отдыха и восполнения потраченной энергии, иначе они не смогут продолжить путешествие.

Могут ли птицы изменить такие миграционные пути?
В это верится с трудом, если знать, что птицы вылупляются, имея миграционные инстинкты, что заложено генетически. Если изменения и происходят, то очень медленно, нужно годами вести фенологические наблюдения.

Кроме изучения пернатых, я также наблюдала за другими животными на территоррии стационара:

1- златоглазая бронзовка(Cetonia aurata), 2 — серая жаба(Bufo bufo), 3 — заяц-беляк (Lepus timidus), 4 — махаон (apilio machaon), 5- брюквенница (Pieris napi), 6 — плоскобрюх Четырёхпятнистый (Libellula quadrimaculata)

И изучала растения. В заповеднике насчитывается 538 видов высших растений из 92 семейств, 5 отделов. Основноя часть флоры представлена бореальными видами. Ведущие семейства во флоре заповедника: Сложноцветные( Asteraceae), Злаковые (Poaceae), Осоковые (Cyperaceae). Зональный тип растительности — зеленомошные ельники. На бедных песчаных или торфяно-болотных почвах распространены сосновые леса или боры.

1- ландыш майский(Convallaria majalis), 2 - кипрей узколистный( Chamaenerion angustifolium), 3 — вероника дубравная( Veronica chamaedrys), 4- седмичник европейский(Lysimachia europaea), 5 — очиток едкий (Sedum acre), 6 — молодило шароносное (Sempervivum globiferum)

Любовалась самыми красивыми закатами и рассветами:

Побывав в такой заповедной территории меняется отношение к природе. В местах особо охраняемых, природа — хозяин, главный и неизменный уже много лет. Человек тут лишь наблюдатель. Здесь безлюдность. Здесь ощущаешь первобытную мощь леса и воды.

Попробуйте присмотреться к окружающему миру природы. Как показала практика, большинство людей в природной обстановке чувствуют себя не лучше, чем внутри компьютерного процессора, то есть, оперируют лишь основными понятиями: трава, лес, бабочки. Современное образование уклонилось далеко в сторону от естественного мироощущения, поэтому все призывы об охране природы никого не задевают: нельзя охранять то, чего не видишь, не слышишь, не понимаешь и не относишься как к себе самому.

Т.И.Олигер “Присмотрись и прислушайся. Записки любознательного зоолога”

И познакомилась с замечательными людьми.
Спасибо
директору заповедника — Максиму Антипину,
сотрудникам:
Рымкевич Татьяне Адольфовне,
Смирнову Евгению Николаевичу,
Лапшину Николаю Васильевичу,
Смирнову Анатолию Петровичу,
Анне Уфимцевой,
Дмитрию Старикову,
Александре Петрушиной,
Вере Рыженковой,
водителю — Алексею,
волонтёркам — Юлии и Наталье!

За новостями заповедника и станции можно следить здесь:

В статье использован текст из:
http://rrrcn.ru/ru/
https://vk.com/ladogabirds

М.В.Столярская, Е.В.Баранова, О.А.Тихонова Флора Нижне-Свирского заповедника, Сосудистые растения. — вып.1 изд. — СПб: 2004. — 122 с.
Т.И.Олигер Присмотрись и прислушайся.Записки любознательного зоолога. — СПб: — 2010.
Уфимцева А. Природное царство: вчера, сегодня, завтра // Лодейное Поле. — 2020. — 11–17 июня . — Стр. 4–5.

Фотографии: А. Смирнова, А.Уфимцевой, Н.Бондаревой, Д. Васильева, М. Антпина, а также из социальных сетей заповедника.

--

--